На яхтах под парусами по всему миру

СПб, ул.Гаванская д. 41

Во власти стихии

Встреча яхты Hazana и урагана Раймонд, октябрь 1983

как было на самом деле

Подробный анализ погодной обстановки и действий экипажа
Продолжительность фильма 19:23

adriftВ 2018 на экраны кинотеатров вышел фильм «Во власти стихии» («Adrift») режиссера Бальтасара Кормакура.

Фильм рассказывает о трагической судьбе Тами Олдхэм и Ричарда Тами Олдхэм и Ричард ШарпШарпа, которые перегоняли парусную яхту Hazana из Таити в Сан-Диего.

12 октября 1983 года они встретили ураган Раймонд. Во время штормования погиб Ричард Шарп, а лодка получила серьезные повреждения – сломаны мачты, поврежден механизм руля, отказ всех механизмов.

После 41 дневного дрейфа, Тами Олдхэм удалось добраться до Гавайских островов.

Спустя несколько лет Тами Олдхэм написала книгу, по которой и был поставлен названный выше фильм.

Я решил разобраться, почему лодка не уклонилась от встречи с Раймондом и попала в ураган.

Материалами для исследования стали книга Тами Олдхэм, фильм, снятый по книге, описания урагана Раймонд (сайты, находящиеся в открытом доступе).

Сопоставляя записи Тами Олдхэм с архивными данными метеонаблюдений обнаружилось, что книга изобилует неточностями. Это объясняется тем, что автор писала книгу спустя несколько лет после случившегося. Не обладая достаточными знаниями навигации и метеорологии в октябре 1983, шоковое состояние во время урагана, автор забыла некоторые события или воспринимала их не так, как они происходили на самом деле.

Мне удалось составить хронологию событий с момента получения Ричардом Шарпом первого сообщения об урагане Раймонд.

hazana trintella 44

Hazana – парусная яхта модель Trintella 44.

Материал корпуса: стеклопластик/пластик

 Длина: 13,40 м (44 фута)

Ширина / осадка: 4,10 / 2,20 м

Тип киля: плавниковый

trintella-44

Мощность двигателя: 103 л.с. (76 кВт)

Топливный бак: 400 л

Бак для воды: 2 x 450 л

Тами не упоминает в книге, что лодка была оборудована РЛС (радиолокационная станция или радар), однако в кинофильме есть кадры, где Ричард Шарп смотрит на экран РЛС. Кроме того, на фотографиях и в спецификации модели такое оборудование присутствует. Скорее всего, Тами не умела пользоваться локатором, поэтому и не упоминала о нем.

Конечно, возможности радара маломерного судна сильно отличаются от возможностей корабельных РЛС. Но, радар может не только обнаружить циклон, но и определить более-менее точное расстояние до его границы.

Никакое другое оборудование парусной яхты не позволяет достоверно определить расстояние до циклона. Можно только по косвенным признакам, с погрешностью до десятков (а иногда до сотен) миль, определить расстояние до циклона.

Даже с учетом ограниченной дальности яхтенного радара, нельзя исключать показания этого оборудования из общей оценки обстановки.

 во власти стихии

9 октября 1983 года

Hazana находилась в точке 110 N, 1290 W, шла курсом 20-300, скорость 5-7 узлов.

По погодному радиоканалу WWV получено сообщение об урагане Раймонд в точке 120N, 1070 W. Т.е. на расстоянии 1200 миль к востоку.

Канал WWV передает голосовые сообщения о состоянии погодных условий по данным Национальной метеорологической службы США. Об обстановке в северо-восточной части Тихого океана трансляция ведётся на 10-й минуте после каждого часа.

Несмотря на то, что на лодке был барометр, наблюдение за изменением давления не велось. Кроме того, наураган во власти стихии небе появились характерные перистые облака, на которые экипаж тоже не обратил внимание.

Шкипер предположил, что расстояние в 1200 миль до урагана является безопасным и либо лодка успеет «проскочить» до прохода урагана, либо ураган ослабнет.

Шкипера не владел информацией об ураганах 1983 года, которых в северо-восточной части Тихого океана к октябрю прошло не менее семи. И один из этих ураганов – ураган Нарда прошел по тому же самому маршруту за два месяца до описываемых событий.

00.00 10 октября

Hazana в точке 130 N 1280 W. На лодку обрушился шквал с дождем. Экипаж заметил поворот ветра. Тами пишет, что ветер повернул на NЕE. Однако, это было не так. Направление ветра в урагане на NEE означает нахождение лодки к северу от центра урагана, но в тот момент времени Раймонд находился на востоке от Hazana. Так что направление ветра могло быть либо WW, либо WNW.

Возможно, Тами называла направление ветра, перепутав его направление на 1800. Как известно, ветер дует «в компас», течение вытекает «из компаса». Многие путают это правило и называют направление ветра по значению «откуда дует», т.е. с ошибкой на 1800.

05.00 10 октября.

Экипаж заметил, что ветер снова подвернул.

Тами Олдхэм пишет, что ветер сменился на северный.

Hazana делает поворот влево на курс (примерно) 3450, имея намерение, увеличив скорость, обогнать надвигающийся ураган.

штормовая картушкаСудя по всему, шкипер Ричард Шарп не имел представления о так называемой «штормовой картушке», не смог определить свое место относительно урагана. На лодке лишь знали, что ураган находится к востоку от них и движется на запад.

С момента получения оповещения об урагане, Hazana шла курсом и скоростью в самую опасную четверть урагана.

В момент поворота на курс 3450, у лодки еще был шанс избежать встречи с наиболее опасной частью ураган повернув на южные курсы, приведя ветер к правому бакштагу. Лодку потрепало бы хорошим ветром до 35-45 узлов, но не более.

Весь день 10 октября лодка шла прежним курсом. Ветер и волнение усиливались. Экипаж не отмечал продолжающееся стремительное падение давления. Отмечал, но не анализировал периодические ослабление и усиление ветра и стабильную тенденцию поворота ветра влево.

На следующий день после формирования урагана Раймонд ему была присвоена 3-я категория

09.30 11 октября

Hazana запоздало поворачивает на курс примерно 190-2100. Однако, к тому времени поворот на южный курс возвращал Hazana к следованию в центр Раймонда.

Тами Олдхэм в своей книге пишет, что решение повернуть на курс 190-2100 было принято после сообщения о том, что ураган повернул на NWW. Raymond_1983_trackОднако, согласно архивным данным, поворота никакого не было. Ураган следовал в неизменном направлении 270-2850 к Гавайским островам в течение шести дней – с 9 по 15 октября, до момента, когда он стих до 1-й категории.

12.00 11 октября

Ураган Раймонд достиг своего максимума, который продержится до 13 октября. Раймонду присвоена 4-я категория.

15.00 11 октября

Hasana поворачивает на курс 25-400. Дистанция до урагана не более 180 миль. Скорость в урагане достигла 140 узлов.

Лодка находится в самой опасной четверти урагана. Нет никаких шансов избежать гибельных последствий.

10.00 12 октября

На Hazana убраны остатки парусов, лодка движется под мотором. Анемометр показывает скорость ветра 60 узлов, который к 12.00 увеличивается до 100 узлов, после чего анемометр срывается порывом ветра.

Итоги:

Экипаж не знал, что такое "тропический циклон".  

11-tami-ashcraft-storyОтсутствие знаний привело к ошибочным действиям, в результате которых погиб шкипер Ричард Шарп, лодка получила повреждения, лишившие ее движителей и возможности управляться.

Следует отметить, что в 1983 году Интернета и сопутствующих ему информационных технологий еще не было. Это сейчас нет никакого труда, не выходя из дома, получить любую информацию – про циклоны, их статистику за любой период времени и пр. В 1983 году сведения об ураганах за предыдущие 6 месяцев еще не были опубликованы в широкий доступ и могли быть получены только в специализированных метеорологических центрах.

В то же время, следует учесть, что старт маршрута был дан с острова Таити. Таити находится в зоне действий тропических ураганов. Жители острова, несомненно, очень хорошо знают, что такое тайфун и прекрасно разбираются в признаках его приближения. Почему, Ричард и Тами, находясь среди экспертов по ураганам, проигнорировали такие сведения, остается загадкой.

Также, были доступны книги по плаванию в океане и правилам расхождения с ураганами. Нидерландский ученый Бейс-Балло сформулировал свой закон еще в 1857 году.

Главный вывод: море не прощает легкомыслия. Никакой морской опыт не следует считать достаточным при плавании в море, океане на каком-либо удалении от берега. Никакую яхтенную стоянку не следует считать полностью безопасной от внезапного ухудшения погодных условий. Никакой переход морем не следует считать безопасным без изучения метеорологической обстановки, метеорологических прогнозов и постоянным наблюдением (визуальным и с помощью приборов) за признаками погоды.

proxy.php Тропические ураганы

дистанционный онлайн курс

бесплатно

При перепечатке ссылка на сайт обязательна
Федоров Андрей ©

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! +5 к карме
 
 
 
 
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить